- Музыкальный размер — 4/4.
Меренге – национальный танец Доминиканской республики. Это энергичный парный танец, движения которого носят легкий эротический характер и которому присущи элементы флирта и импровизации.
Танец Меренге
Название танца
Существует мнение, что своё название танец меренге получил от имени кондитерской сладости безе, изготовленного из яиц и сахара (танец несёт лёгкий характер исполнения). Ритм танца Merengue ровный и напоминает взбивание яиц.
Музыка танца меренге
Для исполнения Merengue необходимо не менее 3-х музыкальных инструментов, два из которых — традиционные для Антильских островов: гуира (или гуиро) и тамбора. Оба этих инструмента отвечают за ритмическую часть меренге.
В современном меренге аккордеон практически не участвует. Его заменили клавишные — фортепиано и духовые — труба, тромбон, саксофон. Труба и тромбон, как широко используемые в музыке «тропического» направления, делают мелодию веселой и торжественной. Доминиканские музыканты чаще вводят в оркестр один или два саксофона; в этом случае мелодический рисунок становится более сглаженным. Фольклорные ансамбли в некоторых случаях используют саксофон.
Музыка танца меренге очень разнообразна. Иногда, даже на протяжении одной мелодии ритм может меняться, в последней части танца ускоряясь, что привносит остроту в исполнение танца.

История возникновения и развития танца меренге
На сегодняшний день существует несколько версий возникновения танца меренге.
Версия №1
Танец меренге идёт от движений, исполняемых рабами попарно на плантациях сахарного тростника. Их ноги были окутаны цепями на щиколотках, поэтому, когда они танцевали, чтобы хоть на мгновение забыться, то в основном могли лишь двигать бедрами, перенося вес тела с одной ноги на другую. Надсмотрщик, ударяя в барабан, задавал ритм.
Версия №2
В течение одной из многих революций в Доминиканской республике, известный генерал был ранен в ногу. Когда он вернулся домой, сельские жители праздновали его победу. Из уважения все повторяли «хромоту» движений его танца.
Версия №3
Первое меренге сочинил и исполнил Хуан Баутиста Альфонсека – доминиканский композитор, руководитель военных оркестров и автор первого гимна Доминиканской Республики (Flerida de Nolasco).
Версия №4
Впервые меренге прозвучало как триумфальная мелодия после битвы при Таланкере (1844), где доминиканские войска одержали победу над гаитянами, оккупировавшими этот регион. После битвы, вечером того же дня солдаты праздновали победу, напевая веселую песенку, высмеивавшую неблаговидный поступок Томаса Торреса, знаменосца одного из доминикаских полков, сбежавшего с поля боя вместе со знаменем. По словам социолога Рафаэля Видаля, это и было первое Merengue.
Версия №5
Меренге происходит от распространенной в те времена кубинской мелодии и танца под названием upa habanera. В Доминиканскую Республику upa habanera пришла с берегов Пуэрто-Рико в середине прошлого века.
Рассмотрим версию №5. В 1838-1849 гг. получил широкое распространение кубинский танец upa habanera, который вошел в моду сначала в Пуэрто-Рико, а потом и в Санто-Доминго. Одно из движений этого танца называлось «el merengue». Это название нигде не упоминалось до тех пор, пока полковник Альфонсека не начал включать фрагменты этой популярной мелодии в свои произведения.
Сначала меренге исполнялось с помощью народных инструментов, таких как трес (трехструнная гитара), куатро (четырехструнная гитара), доминиканская бандуррия. В конце прошлого века в Доминиканскую Республику был завезен из Европы диатонический аккордеон, который заменил бандуррию и гитары. В дальнейшем присоединились духовые, и Merengue стали исполнять целые оркестры.
Меренге стремительно завоевывало симпатии доминиканского общества и постепенно вытесняло некоторые другие танцевальные ритмы, такие, как тумба. Тумба была сложным танцем, требовавшим от танцоров больших физических усилий, в ней было одиннадцать фигур.
В те времена танец Меренге делился на салонное и фигурное меренге.
Салонное меренге (merengue de salon) – танцевали мужчина и женщина, обнимая друг друга, совершая движения в разные стороны и делая повороты направо или налево. Здесь партнеры никогда не разделялись.
Фигурное меренге (merengue de figura), где танцующие делали множество движений-украшений, но и в этом случае пары не разделялись.
Танец состоял из трех частей: пасео, меренге и халео. Пасео – выход пар под медленную мелодию (вскоре исчез). Меренге, основная часть танца, увеличилась с 8-12 тактов до 32-48. Халео, завершающая часть, также претерпела изменения благодаря включению в нее экзотических ритмов (перестала быть составной частью меренге).

Так как танец меренге имело африканские корни, высшее общество очень долго выступало против танца и его текстов песен, которые были вульгарными и изобиловали бранными словами.
В 1875 году президент Улисес Франсиско Эспайльят начал кампанию за запрещение меренге, но кампания провалилась. С одной стороны, танец широко распространился. С другой стороны, знаменитые музыканты того времени, такие как Хуан Ф. Гарсиа, Хуан Эспинола и Албэрто Эрнандэс, решили «ввести» Merengue в танцевальные салоны.
В начале ХХ века началось движение за возрождение меренге. Известные музыканты того времени хотели, чтобы меренге вновь зазвучало в салонах. Для этого тексты, сопровождающие музыку, необходимо было избавить от вульгарных выражений.
Ситуация резко начинает меняться в 1930 году, когда Рафаэль Леонидас Трухильо, кандидат в президенты, пригласил для своей предвыборной кампании народные оркестры (conjuntos), исполнявшие «perico ripiao», традиционное меренге. Большую роль в популяризации Merengue сыграло и распространение радио, которое как раз только появилось на территории страны. Семья диктатора Трухильо всячески способствовала распространению народной доминиканской музыки. Но, не смотря на всё это, высшее общество продолжало отвергать Merengue, пока однажды одна из аристократических семей не заказала Луису Албэрти, выступавшему с оркестром, сочинение Меренге с «пристойными» текстами. Так родилась композиция «Compadre Pedro Juan», которая не только понравилась присутствующим, но и стала гимном Merengue.
Благодаря росту количества радиостанций в Доминиканской Республике и во всем Карибском регионе, меренге начинает постепенно распространяться за пределы страны . В это время стали известными такие исполнители, как Альберто Бельтран, Анхель Вилория, Луис Калаф, Хосеито Матео.
С падением диктатуры Трухильо (1961) меренге получило новое развитие. Демократизация доминиканского общества дала музыкальным коллективам большую творческую свободу. Мелодии меренге стали разнообразнее и насыщеннее.
В 60-е годы возникли такие коллективы, как «Комбо Шоу» Джонни Вентуры, оркестры Куко Валоя, Феликса дель Росарио.
В 70-е годы в Санто-Доминго и Нью-Йорке танец меренге приобретает статус популярной музыки. Меняется также концепция музыкальных коллективов, теперь они называются группами (в противовес оркестрам), наиболее известными из которых становятся Milly y Los Vecinos, Conjunto Quisqueya, Wilfrido Vargas y Los Beduinos, Los Hijos del Rey.
В 80-е годы на доминиканскую музыку оказали влияние многие зарубежные музыкальные стили, в частности, рок и джаз. Аранжировщики меренге вводят в обработки новые инструменты (скрипка, виолончель, синтезатор и другие). Среди исполнителей становятся известными Хуан-Луис Герра и его оркестр «4.40», Диони Фернандес, Алекс Буэно, Рамон-Орландо Валой, Фернандо Вильялона, Серхио Варгас, Рубби Перес, «Братья Росарио» , и среди аранжировщиков — Мануэль Техада (Manuel Tejada).
В конце 80-х—начале 90-х, во многом благодаря усилиям двух музыкантов, доминиканца Джоси Эстебана и пуэрториканца Альберто «Ринго» Мартинеса, произошел рост популярности меренге в Пуэрто-Рико. Эстебан и Мартинес, основатели собственной группы La Patrulla 15, создали множество новых молодежных групп, таких как Cana Brava, Zona Roja, Las Nenas de Jossie y Ringo. Однако с середины 90-х пуэрториканское меренге претерпело значительные изменения ритма и мелодий.
Начиная с 2000 года меренге переживает кризис. Коммерциализация меренге нанесла серьезный ущерб самобытности жанра: множество групп-однодневок наполнило рынок альбомами низкого качества.

Характерные особенности танца меренге
- наличие элементов импровизации и флирта;
- это парный танец, однако может танцеваться и как шоу вариант (соло);
- наличие быстрого темпа;
- танец условно состоит из 3-х частей: ритмическая часть, мелодическая часть, вокал;
- в меренге используется большое количество фигур и украшений (круговые движения бедер, вращение корпусом, движения плечами в убыстренном темпе);
- партнеры в танце двигаются обнявшись;
- в танце используются различные вращения, движения бедрами и плечами, чередование скорости ритма танца.
Бачата – это диалог между мужчиной и женщиной при помощи музыки и движений; свидание с музыкальным сопровождением. Музыкальный размер: 4/4.
Темп: 120 ударов в минуту.